Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста,
нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты
красива!»
Е.Щукин
Современные
дети живут в мощном потоке информации. Сейчас вместо живого общения, живой
бабушкиной сказки пришли аудиосказка, видеофильмами
телевизоры, компьютеры, планшеты,. Огромный речевой поток омывает пытливые
головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации
тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к
сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи,
с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных
факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Проблема
речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно
актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается
стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении
лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют
строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало
прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен
И
вот для решения проблемы
В настоящее время в дошкольном
образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой
выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности
дошкольников. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид
деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира
впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность
именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по
своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать
разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с
сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него
формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
успешность его социальной практики
Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических
игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает
существенным признаком — четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут
быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Психологопедагогические
исследования доказали положительную роль
игры
в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников
использование
игровых технологий делает процесс обучения более интересным и занимательным для
детей, а следовательно, и более эффективным.
Между речью и игрой существует
двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под
влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно,
последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения
из-за неправильной речи.
Дошкольный
возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий
в обучении.
Рассмотрим
лишь некоторые из них:
1.дидактическая игра.
2.Театрализованные игры
3.Пальчиковые игры
4.Игровые приёмы при заучивании
стихотворений,
5.Игровые приёмы при развитии ЗКР,
6.Игры и упражнения на произношение
шипящих звуков
1.Дидактическая игра
является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи,
Дидактическая игра представляет собой
многословное,
сложное,
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей
дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной
игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существуют
следующие виды дидактических игр:
· игры
с предметами (игрушками),
· настольнопечатные
игры,
· словесные
игры.
Таким
образом, для развития речи детей дошкольного возраста
рекомендуется
использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития
детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
2.Театрализованные игры
можно разделить на две основные группы:
· -
игры – драматизации;
· -режиссерские
игры.
2.1 В играх – драматизациях
– ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с
помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами
драматизации являются:
· -игры
– имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
· ролевые
диалоги на основе текста;
· инсценировки
произведений;
· -постановки
спектаклей по одному или нескольким произведениям;
· игры
– импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
2.2 В режиссерской игре
«артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя
деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая
«героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами
выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с
разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый,
бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
3. Пальчиковые игры
–“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” Сухомлинский В. А. прекрасное
средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов
одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и
эмоциональной. Например,
На
поляне дом стоит,
На
двери замок висит,
За
дверями стоит стол,
Вокруг
дома - частокол
Тук-тук - дверь открой
Заходите,
я не злой
4.Игровые приёмы при
заучивании стихотворений...
Декламируя
стихотворение, дети имитируют сюжет при
помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим
детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения
действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти
коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с
удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и
мимикой.
Сочинительство.
Сочинение
стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\
1.
Название стихотворения.
2.
Первая строка повторяет название стихотворения.
3.Вторая
строчка-вопрос, какой, какая?
4.
Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5.
Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия.(
Сочинение детьми сказок)
«
Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
«
Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\
«
Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
«
Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\
«
Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
«
Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
«
Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\
5. Игровые приёмы при
развитии ЗКР
Четкое
проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи.
Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и
меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са –
вот летит оса».
6.Игры и упражнения на
произношение шипящих звуков.
Так,
после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд
заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем
малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или:
жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы
берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и
развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова,
фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Игровые
технологии показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою
для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его
заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно
применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Сделали
краткий обзор некоторых игровых технологии. Есть такие
Игровые технологии можно
представить несколькими разделами:
• Игры для развития фонематического
восприятия • Игры для коррекции звукопроизношения • Игры для развития мелкой
моторики • Игры для развития связной речи • Голосовые и логоритмические игры •
Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения • Игры,
направленные на развитие пространственного гнозиса
Комментариев нет:
Отправить комментарий