ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БИЛИНГВАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

формирование у детей дошкольного возраста билингвальной языковой компетентности средствами театрализованной деятельности

 

Паламдоржиева Б.С., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №104 «Зорька»

комбинированного вида, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. В статье рассматривается один из методов способствования развитию речи и формирования у детей дошкольного возраста двуязычной языковой компетентности – использование театрализованной деятельности.

 

Ключевые слова: языковая компетентность, развитие речи, дошкольный возраст, театрализованная деятельность, билингвизм.

 

В марте 2015 года при поддержке Министерства образования и науки Республики Бурятия совместно с Комитетом по образованию был запущен проект «Проектирование программы развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды». Билингвальное образование рассматривается как процесс овладения системой научных и культурных ценностей, в котором бурятский язык является не только объектом изучения, но и используется для получения новых знаний. В результате имеет место двойной эффект: одновременно приобретаются и новые знания, и языковые навыки.

В условиях языковой ситуации в республике формирование личности человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учебы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку.  Важно, чтобы дети изучали, знали, уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Проблема раннего овладения двумя и более языками актуальна на сегодняшний день. Нами было определено эффективное средство языкового развития ребенка – театрализованная деятельность. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому темой моего самообразования стало «Развитие бурятской речи у дошкольников через театральную деятельность».

Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в бурятской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому в процессе театрализованной деятельности дети легко и естественно усваивают бурятский язык.

В работе применялась универсальная схема интегрированного занятия по программе развития билингвальной компетентности дошкольников в театрализованной деятельности «Волшебная мультика», авторы С.В. Шевченко, О.В. Гончарова, С.В. Соколов. (Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №1 (11). Март 2011 ■ www.grani.vspu.ru)

Схема интегрированного события.

1. Вводная часть. Игра-драматизация: «Приветствие», речевая зарядка в качестве подготовки речевого аппарата (постановка звуков и развитие артикуляции).

2. Основная часть. Обозначение темы занятия. Беседа с детьми о языковой культуре стран изучаемых языков, героев их народного фольклора (Дед Мороз – Сагаан Убгэн, Петрушка - Будамшуу,  и т.п.). Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен, отработка лексики. Совмещение языковой практики с другими видами деятельности: на музыкальных занятиях – разучивание песен, стихотворений (на бурятском языке); на физкультурных занятиях – создание пластической характеристики героев; на занятиях по изобразительной деятельности – создание эскизов костюмов, элементов декораций, прорисовка отдельных сцен постановки. Игровые упражнения, закрепляющие речевые характеристики героев.

3. Заключительная часть. Обсуждение с детьми итогов занятия.

Добровольное участие в театрализованной игре – одно из самых важных условий в раскрытии способностей ребенка, желании изучать бурятский язык, в развитии речевой творческой активности. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Для этого дети должны чувствовать себя комфортно: не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение бурятской речи.

Театрализованная деятельность может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого я использую разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

* Что делать, если ролей не хватает на всех детей?

* Кто будет играть отрицательных персонажей?

Первую проблему, мы решаем подгрупповой организацией занятий – парное проигрывание ролей.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

Таким образом, театрализованная деятельность по обучению детей бурятскому языку, не только обогащает словарный запас, но и развивает психические функции личности ребёнка, художественные способности, творчество в любой   области. В театрализованной деятельности дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

 

Список литературы

 

1. Бажеева Т. П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско- бурятского двуязычия. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.

2. Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. УМК «Амар мэндэ-э!» состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради и аудиоприложения. Улан-Удэ, 2014.

3. Могоева Д. Д. Бураяд хэлэн. Ород хэлэтэй хуугэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ программа / Улан Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1999. 40с.

5. Улзытуева А. И. Методика обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия. Учебно-методическое пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. Ун-т. Чита, 2007. 155с.

6. Улзытуева А. И. Программа обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия. Учебно-методическое пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. Ун-т. Чита, 2007. 33с.

7. Шевченко С.В., Гончарова О.В., Соколов С.В. «Волшебная мультика» // С.В. Шевченко, О.В. Гончарова, С.В. Соколов. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №1 (11). Март 2011 ■ www.grani.vspu.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий