Конспект родительского собрания «Родительские стили и тактика воспитания и проблема формирования безопасного поведения у дошкольников»

Задачи:

1.Актуализировать и дополнить представления участников встречи о родительских стилях воспитания детей.

2.Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

3.Помочь родителям проанализировать собственный стиль воспитания.

4.Выявить уровень эффективности родительских тактик по обучению детей правилам безопасности.

Повестка дня:

1. Описание стилей семейного воспитания и их влияние на психологический комфорт.

2.    Дискуссия «Стили воспитания»

3. Игра для родителей «Сказочный герой и стиль семейного воспитания».

4. Рекомендации для родителей «Как улучшить психологическую атмосферу в семье. Практический опыт для родителей «Влияние слов на ребенка».

5.    Выступление логопеда

6.    Разное

7.    Подведение итогов.

ХОД:

1.Описание стилей семейного воспитания и их влияние на психологический комфорт.

Здравствуйте! Уважаемы родители, мы рады видеть Вас всех видеть на нашем собрании! Сегодня наша встреча проходит в необычном формате, в приложении «Зум», на нашей встрече мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания.  От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. Сегодня мы  узнаем, какие стили воспитания существуют, и определим, какого из этих стилей придерживаетесь Вы.

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время для общения, потому что динамика жизни очень быстрая. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. С утра вы отдаете детям указания, напоминая, как они должны себя вести на протяжении дня.

Следующий раз встречаемся с детьми вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие моменты могут сплотить и укрепить семью. Но общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, если включен телевизор, и какая-то женщина рекламирует стиральный порошок? (Слайд 2)

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми приблизительно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходиться на раздачу указаний. Ученые определили три стиля воспитания: демократичный, либеральный, авторитарный.

Демократичные родители — инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, часто хвалят, а за промахи как правильно не наказывают, объясняют почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства, хорошо социально адаптированными. (Слайд 3)

Либеральные родители — импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать все, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, завышенная самооценка. (Слайд 4)

Авторитарные родители — раздражительные, конфликтные дети. Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а так же запугивание, угрозы. Родители с авторитарным стилем имеют тенденцию к карательно-насильной дисциплине. В результате чего у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, агрессия по отношению к слабым, сниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. (Слайд 5)

На прошлой неделе вы проходили тест, «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» (модификация Р. В. Овчаровой), с помощью этого теста можно оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете.

Обсуждение стилей воспитания и результатов теста
    1. Как вы считаете, какой из описанных стилей воспитания является наиболее эффективным? 

2. Есть ли среди Вас те, кто придерживается этого стиля воспитания? 

3. Что нового о воспитании ребенка, вы для себя узнали? (Ответы родителей) (Слайд 6)

Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

2.Дискуссия «Стили воспитания»

Уважаемые родители, как вы думаете, какое из этих трех определений  «Свобода», «Запреты», «Ограничения»  наиболее   соответствует культуре безопасного поведения у детей?

После того, как родители высказали свои мнение, подводим итог.

Утверждения о взглядах на воспитание безопасного поведения у дошкольников.

1.Детям нельзя давать самостоятельность, так как они еще не знают, как ею распоряжаться.

2.Чтобы ребенок вырос самостоятельным и умел справляться с опасностями, ему нужно дать полную свободу.

3.Детей нужно постоянно контролировать, им нужны ограничения.

4.Ребенок только тогда узнает, что такое опасность, когда столкнется с нею, поэтому ребенку нужно позволять попадать в опасные ситуации.

5.Детей необходимо постоянно опекать, так как они еще беспомощны.

6.Родители должны полностью оградить ребенка от опасности.

7.Родителям необходимо признавать и поощрять растущую автономию и личную ответственность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Выводы: существуют различные взгляды на воспитание культуры безопасного поведения у детей. Одни родители являются сторонниками жесткого контроля, тотального запрета; вторые - склонны к чрезмерной опеке, третьи, напротив, предпочитают предоставлять детям полную самостоятельность. Каждый родитель в воспитании ребенка выделяет свои приоритеты. При этом, реализуя тот или иной стиль воспитания, родитель оказывает либо положительное, либо отрицательной влияние на формирование культуры безопасности у ребенка. (Слайд 7,8)

 

Игра для родителей «Сказочный герой и стиль семейного воспитания». (Слайд 9)

Предлагаем вам небольшую игру. Перед вами на слайде описания трех воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим стилям воспитания.

Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот родитель нуждается лишь в чётком и правильном исполнении ребенком его установок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность ребенка. Поведение ребёнка, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её. Ребенок быстро привыкает к сильным стимулам (окрик) и перестает реагировать на спокойный голос. (Слайд 10)

Спящая Красавица. Безразлична и к ребенку, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». В семье её не видно и не слышно, ребенок предоставлен сам себе. Её общение с ребенком носит абсолютно формальный характер. Следствие – ребенок становится такими же безразличным к окружающему. (Слайд 11)

Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности ребенка. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. (Слайд 12)

4.Рекомендации для родителей «Как улучшить психологическую атмосферу в семье.

 Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно прежде всего отказаться (по возможности) от местоимений «твой»«мой»«я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу.

Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Пусть ужин будет чуть позднее, однако за столом соберутся оба супруга, дети. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье.

Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам. (Слайд 13)

 

Практический опыт для родителей «Влияние слов на ребенка».

В заключении хотели поделится небольшим опытом «Влияние слов на ребенка».

Для этого нам необходимо:

- стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный).

- соль - грубые соленые слова.

- перец - жгучие, обидные слова.

- земля – невнимательность, равнодушие.

   Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока она осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать - и все поднимется на поверхность. А это опять стресс. Будьте внимательны к своим детям и умейте просить прощения у своих детей. (Слайд 14)

    5.Выступление логопеда.

    6. Подведение итогов

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

    Наша встреча подходит к концу. В понедельник мы раздадим  Вам буклеты, которые называются «10 заповедей эффективного воспитания». Надеемся, что они помогут Вам в воспитании Ваших детей. Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи». (Слайд 15,16)

 

Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»

1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте. 
5. Будьте для него примером для подражания. 
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного 
и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки. 
9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий