Доклад на тему «Организация закаливающих процедур в ДОУ»

 «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.Л. Сухомлинский

 Одной из важнейших задач ОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Не секрет, что экстремальные климатические условия – продолжительная зима с сильными морозами,  резкие перепады атмосферного давления, нехватка кислорода не позволяет наиболее рационально реализовать двигательную активность детей в зимний период на улице, наличие промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества, наносят вред здоровью жителям нашего города.

Все вышеназванные факторы влияют и на здоровье наших детей, вызывая рост показателей заболеваемости. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления дошкольников. Одним из них является  - закаливание организма. Сегодня мы возвращаемся к вопросам технологии системы закаливания, рассмотрим методы, вспомним принципы, познакомимся с методикой игрового массажа. Работа семинара предполагает ваше активное участие.

 Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей.

Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам

внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

 несколько форм закаливания и проводятся они комплексно в течении всего дня:

1. Закаливание воздухом:

·        Утренний приём детей в детском саду на свежем воздухе

·        Воздушные ванны с упражнениями

·        Сон с доступом свежего воздуха

·        Облегчённая одежда с учётом сезона

·        Воздушные ванны в спокойном состоянии

·        Солнечные ванны

·        Отдых в тени

·        Хождение босиком

·        Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды.

2. Закаливание водой:

·        Умывание прохладной водой

·        Полоскание рта кипячёной, прохладной водой

·        Сезонное обливание ног водой

·        Влажное обтирание

3. Другие процедуры:

·        Пальчиковая гимнастика

·        Хождение босиком

·        Хождение по ребристой доске и солевым дорожкам

·        Элементы самомассажа

·        Сон без маечек

·        Дыхательная гимнастика.

Воздушные ванны хорошо действуют на детей. Несмотря на то, что они оказывают мягкое воздействие, их применение требует соблюдения определённых правил.

1. Применять их можно не позднее, чем за 1час до еды и не раньше чем через 1,5часа после еды; нельзя применять их натощак.

2. Для приёма воздушных ванн оптимальным считается время от 8 до 18часов.

3. Рекомендуется их сочетать с умеренной мышечной активностью — ходьбой, лёгкими физическими упражнениями и т.д.

4. Место для приёма воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра.

5. Во время воздушной ванны необходимо контролировать самочувствие детей.

В своей работе я стараюсь заинтересовать детей, использую потешки, минутки пробудки, сюрпризные моменты, чтобы дети с удовольствием и с радостью выполняли закаливающие процедуры, получали заряд бодрости. Ведь больше пользы для организма от закаливания, когда делаешь всё с хорошим настроением.

В летнее время года мы много времени проводим на свежем воздухе. На участке мы выложили массажную дорожку из камней, по ней дети с большим удовольствием ходят босиком, в конце этой дорожке я ставлю таз с водой и кладу покрывало для вытирания ног. А так же обливаемся водой из воденных пистолетов и брызгалок. Дети веселятся и танцуют под музыку, играют в подвижные игры, выполняют упражнения на развитие мелкой моторике рук, пальчиковые гимнастики и развлечения и т. д. Не забываем про питьевой режим.

Обязательно ежедневно необходимо начинать утро с ласковых слов и нежных прикосновений родителей к ребёнку, показать, как сильно Вы его любите. Далее плавно переходим к утренней гимнастики и водным процедурам, обязательно все действия сопровождаем художественным словом (существует очень много разных стишков и потешек), всё обыгрываем и одновременно объясняем ребёнку, почему это необходимо делать ежедневно. Помните, что от нас взрослых зависит, будет ли ребёнок делать это регулярно и делать с удовольствием. Взрослые должны показывать пример детям тогда, и дети сделают это упражнение намного охотнее под руководством взрослого (воспитателя, родителя), который и сам выполняет это упражнение.

Закаливание должно проводиться регулярно, так как перерывы в закаливании уменьшают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Начинаем закаливание со слабых раздражителей, затем переходим к сильным. Например, постепенного понижения воды в ванночках или температуры в помещении. При закаливании обязательно учитываем индивидуальные особенности организма и здоровья ребёнка.

Хочу продолжать эту работу. Кроме традиционных методов закаливания существуют ещё и нетрадиционные методы. Мне понравилось такое оздоровительное упражнение, разработанное М.И. Кузнецовой «Льдинка». Упражнение проводится непосредственно перед сном , когда дети лежат уже в своих кроватках. нужен не большой кусочек льда  обвернутый в тряпочку , далее круговыми движениями вращаем по ступне ребёнка, по часовой стрелке. Начинаем постепенно с трёх-четырёх вращений и доводем до десяти. После массажа ножки ребёнка укрываем тёплым одеялом. Не забываем и про музыкотерапию. Обязательно включаю спокойную музыку, под которую дети засыпают.

Любимыми играми нынешних детей, как и прошлых поколений, являются игры с бросовым материалом: веточками, шишками, камешками - их можно бросать, ломать, стучать и т. д. и никто тебе не скажет«Ах! Сломается!», а если включить фантазию, то обычные камни превратятся. Литотерапия - (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами.

Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация.

Литотерапия и гемматерапия  применяются в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы" Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога г. Читы, стала изучать данное направление и применять литотерапию в собственной практике. Также упоминание литотерапии есть в «Справочнике логопеда» Поваляевой М. А.  В книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» обращается внимание на значение песка в психотерапевтической деятельности, а также уделяется внимание играм с камнями.

 

Камень я использую в следующих направлениях:

-Физкультурно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- познавательное.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

  • Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое).
  • Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек?  Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?
  • Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).

Упражнения дыхательной гимнастики

  • Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!)  вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т.е. производим «хватательные» движения.

Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами «шмыгнуть» носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3–4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды.

«Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.

  • Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
  • Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
  • Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Все упражнения повторяются 3-4 раза.

  • Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
  • Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите.  А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен  стать камешком и т.д.
  • Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Массажные упражнения

  • А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.
  • «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.
  •  «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
  •  «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
  • «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются  ладони, тренируется ловкость).
  •  «Дракон играет с жемчужиной»

Физкультминутки:

Для программы созданы авторские презентации с физкультминутками (Презентация)

1.    "Камешки, солнышко, заборчик"
Камешки показывайте согнутыми кулачками, солнышко – растопыренными во все стороны пальцами, а заборчик – вытянутыми, и крепко прижатыми друг к другу.
Ведущий быстро говорит названия этих предметов, чередуя их и запутывая игроков.
2. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять «камешек»)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. 
Котик шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой «камешки»)
Детки  шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места )
Загадайте желание и попросите камень его исполнить.  Молодцы. Хорошо. 
Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

С целью закаливания можно использовать камни (разноцветные, декоративные, необычные, разрисованные детьми и т. д., положив их в емкости с водой разной температуры. Опускание кистей рук в воду разной температуры будет ненавязчивым интересным закаливающим мероприятием.

Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)

 

Игровой массаж включает адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки:

·       Закаливающее дыхание.

·       Массаж рук.

·       Массаж ушных раковин.

·       Закаливающий массаж ступней ног.

·       Обширное умывание

·       Босохождение.

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с но­сом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть ис­пользован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а)  «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщатель­но очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в)  «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г)  «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д)  «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е)  «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыль­ям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж)  «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и вы­полняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

— Надо носик очищать, На прогулку собирать.

  Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду  И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

МАССАЖ  РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при­лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус­тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в)  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г)  Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д)  Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

 МАССАЖ  ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически ак­тивных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про­водить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а)  «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша­ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в)  «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль­цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г)  «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной рако­вины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д)  «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количествоповторений каждого упражнения зави­сит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малы­шей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.

  Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

 ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закали­вания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположен­ных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если мас­сирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вече­ром по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий