Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
Уточнить и расширить представления детей
о воздухе; установить причинно-следственные связи на основе элементарного
эксперимента, обогащать представление детей о свойствах воздуха.
Познакомить детей с нетрадиционной
техникой рисования воздухом — кляксографией.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес,
мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать
выводы. Активизировать речь детей.
3. Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру,
формировать основы безопасности детей при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
2
свечи, банка; спички, карточки обозначения свойств воздуха
Форма (нарукавники,
фартуки, колпаки). Целлофановые пакеты, острые палочки, стакан с водой,
трубочки для коктейля, салфетки, веера, мыльные пузыри (на каждого ребенка).
Предварительная работа:
Беседа «Живая и не живая природа»;
рассматривание иллюстраций в энциклопедии, наблюдения на прогулке за ветром;
проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; изготовление
корабликов, вееров.
Методы и приемы:
Игровой прием (перемещение
в лабораторию). Наглядный метод (карточки-
символы). Практический метод (проведение
опытов). Словесный. Художественное слово (загадка,
стихотворение). Сюрпризные моменты (игры,
подарки).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень
интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой коробочке. Вы хотите
узнать, что у неё внутри? (открывает коробочку, она пустая)
Дети: коробочка пустая, в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая
в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем,
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета
Отгадайте, что же это?
Правильно, это воздух.
Вся наша планета окутана воздушным
покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, на земле, в воде и даже внутри
нас.
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в научную
лабораторию, где исследуем воздух. В лаборатории работают –
ученые-исследователи. И мы тоже на один день превратимся в
ученых-исследователей. Но для начала давайте вспомним правила поведения в
экспериментальной лаборатории.
ПРАВИЛА:
Правило№1. На столах ничего не трогать
без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать
работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не
пробовать на вкус.
Правило№4. Соблюдать осторожность.
Бережно обращаться с оборудованием.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии
взрослых.
А еще нам необходимо надеть форму
научных работников.
(дети надевают
фартуки, нарукавники и колпаки)
Вот теперь мы готовы.
Опыт №1. «Как поймать воздух»
Воспитатель:
Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг
нас? (Нет)
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и
попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Что в них находится? (воздух)
Какой он? (прозрачный, бесцветный,
невидимый)
Вы его видите? (нет)
Теперь развяжем пакет и выпустим из него
воздух. Каким стал пакет? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским).
Воспитатель: Почему так произошло?
(потому что в нем нет воздуха)
Ребята, какой можно сделать вывод? Какой
воздух? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо
поймать). Поместим на доску карточки-обозначение свойства воздуха «Воздух не
имеет цвета. Он невидимый».(2 карточки)
Воспитатель:
Как вы думаете, есть ли воздух в
человеке? (варианты ответов детей)
Давайте проверим это!
Опыт № 2«Воздух внутри нас».
Воспитатель:
Пройдите и займите свои рабочие места в
лаборатории.
(дети садятся
за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Опустите трубочку в стакан с водой и
подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как вы думаете, почему появились
пузырьки? (выходит воздух)
Вот видите, значит, воздух есть внутри
нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем
новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Ребята, какой можно сделать вывод?
(воздух есть внутри нас)
Воспитатель:
Давайте поместим на доску еще одну
карточку - обозначение свойства воздуха: «Воздух внутри нас».
Воспитатель:
Ребята, давайте отдохнем и вспомним
пальчиковую гимнастику «Шарик»
Пальчиковая гимнастика: «Шарик»
Надуваем быстро шарик
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Воспитатель:
А теперь нас ждут новые открытия!
- Ребята, а вы помните загадку?
В ней говорилось, что воздух не имеет
запаха. Давайте и это проверим. Вдохнули все глубоко носиком и выдохнули. Что
вы почувствовали?
Какой запах у воздуха? (нет запаха).
Дети:
нет запаха.
Какой можно сделать вывод? (воздух не имеет запаха)
У чистого воздуха нет запаха, но воздух
легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в какой
банке, что находилось.
Опыт-Игра №3: «Угадай по запаху»
Дети по запаху определяют, какие
вещества находились в банках (чеснок,
лимон, чистый воздух).
Воспитатель:
Воздух не имеет запаха, но двигаясь,
может доносить его до наших носов. Воздух имеет запах от содержимого в баночке
Воспитатель:
Делаем какой вывод? «Воздух не имеет запаха»
( выставляем
карточку на доску)
Ребята, а мы можем почувствовать
движение воздуха?
На прогулке мы часто наблюдаем движение
воздуха (качаются деревья, бегут облака,
крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать
движение воздуха? Как?
Опыт №4 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед
лицом. Что вы почувствовали?
Итак, делаем вывод, что воздух –
движется.
Выставляем новую карточку-обозначение
свойства воздуха: «Воздух движется»
Уважаемые ученые-исследователи, мы так
много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении
воздуха для человека и всего живого.
Как вы думаете, сможет ли человек жить
без воздуха?
Давайте это проверим.
Опыт № 5 «Не дышу»
Сейчас я предлагаю вам проверить,
сколько времени может человек обойтись без воздуха. Закройте рот и зажмите нос
двумя пальцами, а я засеку время.
Почему вы убрали руку и открыли
рот? (начали задыхаться)
Чего вам не хватало? (воздуха)
Хорошо вам было без воздуха? (нет)
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт№6 «Почему гаснет пламя?» ???
Возьмем 2 свечи, зажжем их.
Одну из них накроем банкой и будем
наблюдать, что происходит.
Почему свеча в банке погасла?
В банке кончился кислород и образовался
углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, воздух важен и нужен
для всего живого: людям, растениям, животным и даже рыбам. Поэтому нужно беречь
нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его выхлопными
газами и дымом.
Поставим на доску новую
карточку-обозначение свойства воздуха «Мы дышим воздухом. Он часть
природы. Мы должны его беречь!»
Рисование.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что
воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи
воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии:
капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи
коктейльной трубочки в разные стороны). Дети
рисуют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые
рисунки у вас получились!
2. Воздух не имеет запаха.
3. Воздух движется.
4. Мы дышим воздухом. Он часть природы. Мы
должны его беречь!
Уважаемые ученые-исследователи! Вы
хорошо потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. За ваши открытия я
хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать,
делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо
Комментариев нет:
Отправить комментарий