Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание находить самостоятельно решение в проблемной ситуации. Задача педагога- не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В условиях быстроменяющейся жизни от
человека требуется не только владение знаниями, но и в первую
очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
В Федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть
направлена на формирование у детей познавательной активности и
исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения
детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску
новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию
к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных
занятиях, сопровождающих игровую активность.
Исследовательская деятельность
является развитием свободной
творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию
коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные
методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные
методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных
вариантов;
- развитие желания пользоваться
специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной,
а затем самостоятельной
исследовательской деятельности.
Путей развития потенциала личности
существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один
из самых эффективных.
Участвуя в процессе исследования, дети
испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или
при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель,
решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать
выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление,
логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие
способности.
Организация обучающего процесса, должна
быть построена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а
не пассивным наблюдателем.
Очень часто детскую тягу к
познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые
истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому
исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать,
видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том,
что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому
объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать
самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо
результат.
Часто взрослые используют форму прямого
обучения. Им легче самим рассказать детям определенные
сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования.
Такое обучение можно назвать, пассивным т.е. ребенок пассивно слушает,
запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении объекта
не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность
снижаются. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно,
чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.
Конечно, это он будет делать под умелым
педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а
направлять.
Детская познавательно-исследовательская
деятельность это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми
видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и
развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования:
при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов
и словесном отчете об увиденном и сделанном.
Связь
детского экспериментирования и изобразительной деятельностью тоже двусторонняя.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован
результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали во время
изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности важны развитие
наблюдательности и способность осознавать увиденное.
Очевидна
связь экспериментирования с формированием элементарных математических
представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость
считать, измерять, определять форму и размеры. Это придает математическим
операциям реальную значимость и способствует их сознанию.
Экспериментирование
связано и с другими видами деятельности- чтением художественной литературы, с
музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
В
обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами,
стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в
воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.
Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не
знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент
же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время
знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни
природы и необходимостью их учета в собственной жизни.
В нашем
детском саду созданы центры уголки по опытно-экспериментальной
деятельности, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более
сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для
экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В каждой
группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным
оборудованием.
Организация
познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным
направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая
природа;
-
неживая природа;
-
физические явления;
-
рукотворный мир (природный, бросовый материал)
Для
достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в нашей
лаборатории в работе с детьми мы стараемся:
•
вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной
мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
•
предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением
известного и неизвестного);
•
дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый –
непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик,
партнёр, ориентир в выборе деятельности);
•
создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко
всем мыслям и гипотезам детей.
В
процессе нашей работы реализуются следующие задачи:
научить
видеть проблему; выдвигать гипотезы; задавать вопросы;
развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить
эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать законы природы;
развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами;
формировать познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу;
социальную сферу;
развивать речь;
обогащать память ребёнка;
активизировать мыслительные процессы.
Нужно
отметить, что дети, показывают высокие результаты в исследовательской
деятельности.
Дети с
удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более
сложные опыты, исследования дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и
самостоятельно решать их. (Так, на тематической неделе «Вторая жизнь упаковки»
совместно с родителями и детьми в группах организовали мини выставку поделок из
бросовых материалов)
У
каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение
к нему должно быть:
-
познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и
разгадать»;
-
бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и
охраны, ему нельзя вредить»:
-
созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту
красоту».
Важно
помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда
идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в
конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем
ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или
на созидание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий