Хотелось бы поделиться с вами своим наглядно-игровым логопедическим пособием для работы над звукопроизношением «Звуковой фонарик».
Автоматизация
поставленных звуков - очень важный и ответственный этап в логопедической работе
по устранению нарушений звукопроизношения. С детьми очень долго приходится
отрабатывать вызванные звуки и автоматизировать их в речи. Многократные повторения
одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от
повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который
может затянуться на несколько месяцев. Использование наглядности способствует формированию
интереса к занятиям, стимулируя их умственную деятельность и быстрому
достижению желаемых результатов. Кроме автоматизации звуков, данное пособие -
это демонстрационный и иллюстративный материал, позволяющий активизировать
зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально
вовлечь в познавательную деятельность, активизировать имеющиеся знания и
способности.
Данное наглядно-игровое пособие предназначено для
отработки звуков: в слове, в словосочетании, в предложении.
Цель игры: автоматизация вызванного
звука в игровой форме.
Основные задачи:
-развитие
грамматического строя речи (словообразование и словоизменение с использованием
картинок-изображений)
-формирование
словарного запаса (называние предметных картинок)
-развитие мелкой
моторики пальцев рук
-определять место звука в слове (начало, середина,
конец).
Предварительная работа: на этапе вызывания звука,
после выполнения комплекса артикуляционных упражнений.
Формы работы с данным
наглядно-игровым пособием: подгрупповая, индивидуальная.
Время игры: в соответствии с возрастом детей, как часть занятия
Ожидаемые результаты: каждое логопедическое занятие по
автоматизации правильного звукопроизношения включает этапы: автоматизация звука
изолированно, в слоге, в слове и в связной речи. Детям не интересно каждый раз
выполнять одно и тоже действие, поэтому с помощью данной игры можно
разнообразить работу.
Описание игры. Суть данного пособия заключается в том, чтобы
выделить с помощью белого цвета (фонарика) затемненные предметные картинки с
определенным звуком. Для этого нам понадобится: плотный файл
с зип застежкой, черный и белый картон,
карточки (предметные картинки) на определенный звук. Вставляем в файл черный картон. Из белого картона
делаем имитацию фонарика. Когда
" фонариком" начинаем
проводить внутри файла, картинка высвечивается (более
выделяется).
Безопасность использования: все материалы безопасны и гигиеничны, эстетически
привлекательны, яркие.
Пособие
разработано с учётом современных педагогических технологий, способствующих
активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания
детей.
Варианты
игры
Задание 1
«Отгадай,
какой звук спрятался?»
Попросить ребёнка назвать картинку с нужным звуком.
Водим фонариком внутри файла, картинки на один
определенный звук становятся видны, сначала можно просто называть увиденные
предметы (бант, банан, батон и т.д.), затем вводить предложения (я нашел бант,
я нашел банан и т.д.)
Задание 2
Попросить ребёнка назвать те звуки, которые он узнал по картинкам.
Также, водим фонариком внутри файла, только в этом
случае, картинки находит на разные звуки.
Задание 3
Игра «Домик. Где живет звук [ .
] ?»
Предложить
ребёнку определить местоположение звука
в слове (в начале, середине, в конце).
Домик – слово. Первое окошко – место,
в котором живёт первый звук слова. Среднее окно – место, в котором живёт звук,
располагающийся в середине слова. Последнее окошко – место, в котором живёт
последний звук слова. Необходимо
определить место заданного звука в слове и «посветить» фонариком в нужное окошко.